Внимание! Подведение итогов конкурса

Многие коломенские школы принимали участие в игре-ориентировании по кремлю, посвященной юбилеям Куликовской битвы и началу строительства Коломенского кремля, для 10-11 классов 29 октября 2015 года. В ходе путешествия школьники у объектов в кремле должны были ответить на вопросы, основной темой которых была Коломна втор. пол. XIV в., её значение и участие в Куликовской битве. 

Места распределились следующим образом: I место – гимназия № 9 – 35 баллов; II место – школа № 1 – 32 балла; III   место – школа № 30 – 29 баллов. 

Ознакомиться с верными ответами и расстановкой баллов можно в графе «Подробнее». Маршрутные листы с ответами и баллами можно получить в музее. 

Особую благодарность за помощь в проведении музей выражает Дому детского и юношеского туризма и экскурсий и факультету Истории, управления и сервиса ГСГУ, студентами группы СКСиТ – 21. 

Вопросы и правильные ответы

Остановка «Коломенский краеведческий музей»

Вопрос 1: В состав какого княжества входила Коломна в 1380 году? (максимальный балл - 1)

Варианты ответов: Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Великое княжество Литовское, Черниговское, Смоленское, Тверское

Правильный ответ: Московское

Комментарий: В самом начале XIV столетия Коломна перешла от Рязани под власть московских князей. Даниил Александрович Московский, сын Александра Невского и основатель династии московских Рюриковичей, вмешался в усобицы рязанских правителей и сумел захватить город. Вместе с ним к Москве отошли обширные земли в низовьях Москвы-реки и прилегающего течения Оки. (Мазуров А.Б. «Коломенский кремль – символ России и Подмосковья», Коломна, 2015 г.)

***

Вопрос 2: Из представленных икон Божьей Матери: Владимирской, Тихвинской, Казанской, Донской выберите Икону Божией Матери, называемую  «Донская».  (максимальный балл - 1)

Правильный ответ: икона в центре – Донская (отмечена крестиком)

Изображения даны слева направо:

Тихвинская икона Божией Матери (без оклада),

Тихвинская икона Божией Матери (в окладе),

Донская икона Божией Матери (список XVI  в. из Успенского собора в Коломне)

Казанская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Комментарий: икона датируется к. XIV в. Изначальным местом нахождения считается Успенский собор Коломны. Автором иконы некоторые исследователи предполагают Феофана Грека, либо одного из мастеров его круга. По легенде икона была взята Дмитрием Ивановичем в поход на Куликово поле. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. 

***

Вопрос 3: Донская икона Божьей Матери двусторонняя:  лицевая сторона - Елеуса, оборотная сторона - Успение. Объясните значение слов  «Елеуса» и Успение». (максимальный балл - 2)

Правильный ответ:  слово «Елеуса» в переводе с греческого языка означает  «милостивая», «милующая» и представляет иконографический стиль «Умиление» - один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи.

Слово «Успение» в переводе с древне-русского языка означает «засыпание, сон», «смерть, кончина», что и изображено на иконе. Успение - это большой православный праздник.

***

Вопрос 4: Составь из отдельных слов  известную цитату  с указанием автора. (максимальный балл - 2)

Россия, Осипович, на, родилась, Ключевский, Куликовом, Василий, поле.

Правильный ответ: На Куликовом поле родилась Россия. В.О. Ключевский

 

Остановка «Сквер «Блюдечко»

Вопрос 1: (максимальный балл - 1)

(План дан по книге Мазурова А.Б. «Коломенский кремль – символ России и Подмосковья», Коломна, 2015 г.)

Правильный ответ: красная линия на карте - старое русло Коломенки.     

Комментарий: Когда-то Коломенка впадала в Москву-реку прямо под сквером «Блюдечко». Но вмешательство человека (строительство запруды и мельницы ниже перекидного моста на Астраханском тракте через водную преграду) привело к созданию двух ответвлений. Два русла Коломенки долго ещё сохранялись. Одно ответвление, поуже, текло по старому водному пути у самой подошвы сквера «Блюдечко». А другой рукав, пошире, впадал в Москву-реку метров за 300 выше по её течению. Такое деление Коломенки у её устья перестало существовать несколько десятилетий назад. И связано это со строительством конькобежной дорожки. (А.И. Кузовкин, А.А. Фёдоров Вдоль по Коломенке-реке, Коломна, 2014 г.)

***

Вопрос 2: Напишите, какими словами-синонимами называли крепости на Руси. (максимальный балл - 6)

Правильный ответ: кремник, кремленик, детинец, город, град, кром.

Комментарий: Впервые слово «кремль» появилось в русском языке относительно поздно, в начале XIV века. Сначала так была названа крепость Твери в 1316 году, а затем Москвы в 1331 году.  Древняя форма - «кремник, кремленик». Другие названия: детинец, город, град, кром (в Пскове). (Мазуров А.Б. «Коломенский кремль – символ России и Подмосковья», Коломна, 2015 г.)

***

Вопрос 3: Известно, что в середине XIV века деревянную крепость имела не только Коломна, но и другие города. Сохранились сведения и о размерах этих крепостей. Соедините линиями название города и соответствующий этому городу размер деревянной крепости XIV в.  (максимальный балл - 3)

города: Коломна, Москва, Тверь; размеры: 19 га, 14 га, 20 га

Правильный ответ: Коломна - 20 га, Москва -14 га, Тверь – 19 га

(Мазуров А.Б. «Коломенский кремль – символ России и Подмосковья», Коломна, 2015 г.)

 

***

Вопрос 4: Исследователи установили, что остатки кремля XIV - XVI вв. можно увидеть и поныне. Что это за «следы»,   как  они выглядят  сейчас  и  где  находятся? (Вопрос 1 - подсказка) (максимальный балл - 4)

Правильный ответ: сильно расплывшиеся, но вполне отчётливо видные валы, служившие опорой для деревянных стен. Трасса данного вала проходит за тыльной частью кирпичных кремлёвских стен и башен XVI века. Чётко видно восхолмление в начале улицы Исаева и на территории Брусенского монастыря. А самый хорошо сохранившийся участок расположен у Ямской башни». (Мазуров А.Б. «Коломенский кремль – символ России и Подмосковья», Коломна, 2015 г.)

 

Остановка «Церковь Воскресения»

Вопрос 1: На месте современного храма Воскресения Словущего во времена Дмитрия Донского находилась домовая церковь (тогда ещё деревянная) княжеского дворца.  В 1366 году в этой церкви состоялось венчание кн. Московского Дмитрия и Суздальской княжны Евдокии. Сколько лет было Дмитрию и сколько лет было Евдокии в 1366 году? Дмитрий (год рождения 1350), Евдокия (год рождения 1353).

(максимальный балл - 1)

Правильный ответ: 16 лет Дмитрию, 13 лет Евдокии.

***

Вопрос 2: На том свадебном пиру было положено начало, как мы сейчас сказали бы, «детективной» истории, продолжавшейся несколько десятилетий.  В тексте пропущены некоторые слова.  Заполните эти пропуски: «На свадебном пиру было много ценных подношений. Но самый лучший подарок сделал отец невесты. Это был мужской …   , богато украшенный золотым  шитьём и драгоценными  каменьями.  Наутро оказалось, что этот подарок  …  .

Злоумышленника «вычислили» лишь спустя 67 лет, на другом свадебном пиру. Этот исторический сюжет дал повод художнику П. Чистякову написать картину «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Великого кн. Василия II Тёмного  в  …  году  срывает  с  кн.  Василия Косого  …  , принадлежавший некогда Дмитрию Донскому».

(максимальный балл - 1)

 

Правильный ответ: пояс, украден; 1433, пояс.

Комментарий: 8 февраля 1433 года играли свадьбу московского великого князя Василия Васильевича II и дочери Боровского князя Марии Ярославны. На празднике отсутствовал  Галицкий и Звенигородский князь Юрий Дмитриевич, но приехали его старшие сыновья Василий (вошедший в историю под прозвищем Косой) и Дмитрий (вошедший в историю под прозвищем Шемяка). 
Один из бояр (по одним летописным сведениям Захарий Иванович Кошкин, по другим – Петр Константинович Добрынский) узнал на Василии Косом роскошный золотой пояс, который якобы был должен принадлежать самому Дмитрию Донскому, но в руки ему так и не попал.
В 1366 году будущий победитель Мамая женился на дочери князя Дмитрия Константиновича Евдокии. Пояс входил в приданное невесты, но на него польстился тысяцкий Василий  Протасьвич Вельяминов и подменил на другой, менее ценный, а настоящий передал своему сыну Микуле, женившемуся на другой дочери князя. 
В свою очередь Микула отдал пояс боярину Ивану Всеволожскому, когда выдавал замуж собственную дочь. А Всеволожский обручил внучку Анастасию (дочь князя Андрея Владимровича Радонежского) с Василием Косым. И передал ему пояс… 
В 1433 году мать великого князя Василия Васильевича Софья Витовтовна решила восстановить справедливость и прилюдно сорвала с Василия Косого злополучный пояс. 
Оскорбленные Василий и Дмитрий Шемяка уехали со свадьбы и отправились к отцу в Галич (который в Костромской области), по дороге пограбив Ярославль и ярославских князей. 
Так свадьба ознаменовалась грандиозным скандалом  (и если бы только этим!). Скандал на свадьбе положил начало настоящей междоусобной войне  в XV веке.

(Вопрос является очень обширным.  Ему посвящены работы многих историков.) 

 

***

Вопрос 3: В храме Воскресения Словущего  в  XIV в.  находилась   одна  из  святынь: храмовая  икона  «Сошествие  во  ад»  XIV века. Где она находится в настоящее время?  

- утеряна

- в Третьяковской галерее

- в частной коллекции

Правильный ответ: в Третьяковской галерее

Комментарий: Датировка первоначальной церкви существенно уточняется сохранившейся храмовой иконой втор. пол. – к. XIV в. «Сошествие во ад» (Воскресение Христово). Ныне она хранится в Государственной Третьяковской галерее. (Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV – первой трети XVI вв., М., 2001 г.)

***

Вопрос 4: Воскресенский храм мог быть «свидетелем» важных событий, происходивших на княжьем дворе  перед  битвой с Мамаем. Отметьте возможные варианты:

- встреча с послами Мамая

- совещание с воеводами накануне смотра войск

- благословение на битву

(максимальный балл - 3)

Правильный ответ: все варианты верны.

(А. Б. Мазуров «Куликовская битва и Коломна: предания и факты» / «В трубы трубят на Коломне». Сборник материалов научно-практической конференции, посвящённой 625-летию Куликовской битвы.  Коломна: КГПИ, 2005. Ч.2)

 

Остановка «Соборная площадь»

Вопрос 1: Изобразите (схематично) важные объекты, которые могли располагаться на Соборной площади и рядом в XIV  веке. Подпишите их.

(максимальный балл - 4)

Правильный ответ: на Соборной площади в 1380 г. уже находились Княжий  двор с церковью Воскресения, Успенский собор,  Архиерейское подворье с  различными постройками.    

***

 

Вопрос 2:

(максимальный балл - 3)

 

Правильный ответ: даты расставлены рядом с изображениями красным цветом.

 

***

Вопрос 3: Успенский собор был местом пребывания Донской иконы Божьей Матери. Подлинная икона находилась тут со времён Куликовской битвы и до середины XVI в.  Как известно, эта икона была двусторонней, «выносной», и одну из сторон верующие видели лишь во время крестных ходов.

(максимальный балл - 2)

Правильный ответ: красный текст рядом с изображениями.

Комментарий: собор был местом пребывания Донской иконы Богородицы. Подлинная икона находилась тут со времён битвы и до середины XVI  в., когда Иван IV увёз её в Москву. Но Грозный царь оставил в Коломне два списка.  Один, уже упомянутый, оказался на Пятницких воротах. А второй поместили на положенное место в собор. Это чтимая икона сохранялась здесь до смуты XX в., а потом исчезла. В документах XVI в. Собор именовали Донским. Храмовая икона была двусторонней, «выносной». Итак, верующие видели икону Успения на обороте лишь во время крестных ходов, а в иконостасе образ смотрел на молящихся лицевой стороной, на которой находились Богородица с младенцем – «Умиление».

(Николай (Качанкин), «Святыни Коломны, хранящие память о Куликовском походе /«В трубы трубят на Коломне». Сборник материалов научно-практической конференции, посвящённой625-летию Куликовской битвы. Коломна: КГПИ, 2005. Ч.1)

 

Остановка  «Пятницкие ворота»

Вопрос 1: Какая  ошибка допущена  на  миниатюре XVI в. «Встреча Дмитрия Донского у городских ворот»? 

(максимальный балл - 1)

Правильный ответ: на миниатюре Епископ Коломенский Герасим встречает Дмитрия Донского у городских ворот.  Говоря о событиях 1380 г., художник изобразил современные ему кирпичные ворота XVI в. вместо деревянных XIV-го.

(Мазуров А.Б. Коломенский кремль – символ России и Подмосковья», Коломна, 2015 г.)

 

***

Вопрос 2: По традиции, идущей из XIX в., главными городскими считались Пятницкие ворота. Какое ещё название (более раннее) было у Пятницких ворот? Почему эти ворота стали называть Пятницкими?

Не все историки считают, что кн. Дмитрий, направляющийся на Куликово поле, въезжал в город через Пятницкие ворота.  Были другие, более «удобные» варианты. Через какие ещё ворота мог ехать князь? Исследователи высказывают мнение, что, по меньшей  мере, у  5  каменных  башен Коломенского кремля в XIV - XV вв. существовали   предшественники. Назовите эти деревянные «башни-предшественники».

(максимальный балл - 9)

Правильный ответ: Спасские ворота; по одноименной церкви Параскевы Пятницы, располагавшейся рядом, а также Пятницкой улице; Косые или Ивановские ворота. В XIV-XV вв. существовали деревянные предшественники Пятницких, Ивановских и Косых ворот, а также прикрывающих углы крепости Маринкиной и Свибловой башен.

(Е.Л. Ломако В путешествие по Коломенскому кремлю. Коломна,2015 г., Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV – первой трети XVI вв., М., 2001 г., Мазуров А.Б. Коломенский кремль – символ России и Подмосковья», Коломна, 2015 г.)

***

Вопрос 3:

(максимальный балл - 1)

Правильный ответ: Девичье поле

Комментарий: Когда в России отмечали 500-летие победы на Куликовом поле, недалеко от Коломны, на Девичьем поле, был сооружён памятник, напоминающий о славном событии в отечественной истории. Камень для его постройки использовали местный, из ближайшего карьера, так называемый коломенский, или протопоповский мрамор. Стоял памятник на высоком месте, обдуваемый всеми ветрами, омываемый дождями. Естественно, что сооружение ветшало, но никто никаких мер по его ремонту не принимал. И вот под напором шквального ветра он рухнул. А потом предприимчивые жители из окрестных селений стали увозить тёсаные камни для своих нужд.

(А. Кузовкин, А. Фёдоров Коломна. Размышление об утраченном, 4-е изд., переработанное и дополненное, Коломна, 2007 г.)

 

Остановка «Ямская башня»

Вопрос 1: Перед Вами картина коломенского художника Г.Сорогина «Въезд Дмитрия Донского в Коломну» Кто из священнослужителей встречает князя?

- Алексий

- Сергий  Радонежский

- Геронтий

- Герасим

(максимальный балл -1)

Правильный ответ:  Герасим.

***

Вопрос 2: На битву войско благословляла Православная церковь. И благословение благоверный князь Дмитрий и русская рать получали не один раз. Соедините линиями  место  благословения на битву  и того, кто это делал.

Место: Девичье поле, Куликово  поле, Троице-Сергиева Лавра

Личность: Сергий Радонежский, Герасим

Город: Москва, Коломна

Рассмотрите внимательно картину С. Б. Симакова. Чем необычно это благословение Сергия Радонежского?  

(максимальный балл - 6)

Правильные ответы:  

 

Остановка «Памятник Дмитрию Донскому»

Вопрос 1: Перечислите памятные места в Коломне и её  окрестностях,  связанные с Куликовской битвой. (максимальный балл - 10)

Правильные ответы: с Куликовской битвой в современной Коломне достоверно связаны следующие объекты: Успенский собор, Девичье поле, Богородице-Рождестенский Бобренев монастырь, Воскресенский храм на Соборной площади. Заборолы – валы крепости XIV в. Через с. Пртопопово (пос. им.  С.М. Кирова) проходила древняя дорога от Коломны к Девичьему полю. Эта дорога сохранилась, она ведет через село к древнему городищу и спуску к р. Оке.  В селе Никульское, по преданию, останавливался  возвращающийся с Куликова  поля Дмитрий Иванович. А. в 1380 г. оно принадлежало  Микуле  Васильевичу – погибшему  в сражении коломенскому  наместнику и  воеводе  Передового  полка.  Пятницкие  ворота  Коломенского кремля  были  центром  празднования  500-летнего юбилея Куликовской битвы. Памятник Дмитрию Донскому,  памятный знак, сообщающий о событиях 1380 г. на Девичьем поле, улица  Дмитрия Донского; набережная Дмитрия Донского.

***

Вопрос 2: Выберите из  приведённых ниже  памятников  «свои».

(максимальный балл - 3)

Правильный ответ: изображения отмечены красным крестиком.

Комментарий:  наши (коломенские) памятники:

- Дмитрию Донскому (3-й слева в первой строке),

- Сергию Радонежскому в Старо-Голутвином монастыре (2-й слева во второй строке),

- Памятник 800-летия Коломны, т.н. «Пряник», поставлен в 1977 г. на Советской площади, позже перенесён в Колычёво (3-й слева во второй строке)